Закон о налоге на добавленную стоимость Черногории

I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

(1) Настоящим законом регулируется система и вводится обязательство уплаты налога на добавленную стоимость в Республике Черногории.

(2) Налог на добавленную стоимость (в дальнейшем тексте: НДС), как общий налог на потребление, исчисляется и уплачивается на всех этапах реализации налогооблагаемых товаров, или налогооблагаемых услуг, если настоящим законом не определено иное.

Статья 2

Доходы от НДС зачисляются в бюджет Республики Черногории.

II ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Статья 3

Объектами налогообложения НДС являются:

1) реализация товаров и реализация услуг, которые налогоплательщик в рамках своей деятельности осуществляет на возмездной основе;

2) ввоз товаров в Республику Черногорию (в дальнейшем тексте: Черногория).

Реализация товаров

Статья 4

(1) Реализация товаров представляет собой передачу прав собственности движимым и недвижимым имуществом, если настоящим законом не определено иначе.

(2) Реализацией товаров, по определению п.1 настоящей статьи, признается в том числе:

1) реализация товаров, осуществленная на возмездной основе на основании предписаний государственного органа, т.е. органа местного самоуправления;

2) продажа товаров по договору, по основанию которого при купле/продаже этих товаров оплачивается комиссия;

3) продажа товаров по договору аренды товаров на определенный срок, т.е. на основании договора купли-продажи с отсрочкой платежа, которым определяется (при обычных событиях и обычном стечении обстоятельств), что переход собственности осуществляется не позднее уплаты (выплаты) последнего взноса;

4) продажа объектов нового строительства и передача действующих прав и долей в недвижимости, дающих собственнику право собственности или право владения недвижимостью или долей недвижимости;

5) распоряжение средствами из делового оборота налогоплательщика другим лицом, в том числе ликвидатором, управляющим в процессе банкротства и попечителем;

6) реализация электроэнергии, газа и энергии для отопления, замораживания и охлаждения;

7) использование товаров налогоплательщика в некоммерческих целях;

8) товарообмен.

(3) Реализацией товаров из п.2.1) настоящей статьи признается:

1) приобретение права собственности на товары государством или за счет государства или местного самоуправления, на основании закона;

2) изъятие права собственности на товары у какого-либо лица на основании закона.

(4) Реализацией товаров, по определению настоящей статьи, не признается реализация земельных участков (сельскохозяйственных, строительных, застроенных и незастроенных).

Использование товаров в некоммерческих целях

Статья 5

(1) Если налогоплательщик использует товары, являющиеся частью его средств делового оборота, для личных нужд или нужд своих работников, отчуждает их безвозмездно или по стоимости ниже рыночной, или использует их в целях, не связанных с его деятельностью, такое использование или отчуждение считается реализацией товаров, осуществленной на возмездной основе.

(2) В порядке исключения из п.1 настоящей статьи, реализацией товаров, осуществленной на возмездной основе, не признается:

1) бесплатное предоставление образцов товаров предпринимательской деятельности в разумных (реальных) количествах покупателям или будущим покупателям, если они не подлежат продаже, или если они в такой форме, что их невозможно продавать;

2) преподнесение подарков небольшой стоимости в рамках осуществления деятельности налогоплательщика, если оно происходит периодически и не одним и тем же лицам;

(3) Министр финансов своим предписанием определяет, что считается подарком небольшой стоимости из п.2.2) настоящей статьи.

Использование товаров собственного производства, изменение назначения и удержание товаров после окончания осуществления деятельности

Статья 6

Реализацией товаров, осуществленной на возмездной основе, признается также:

1) использование товаров, которые налогоплательщик произвел, построил, приобрел, переработал, или ввез в рамках осуществления своей предпринимательской деятельности;

2) использование товаров, по которым осуществлен совокупный или частичный вычет входного НДС, налогоплательщиком в целях, для которых настоящим законом предусмотрено освобождения от уплаты НДС;

3) удержание товаров, по которым осуществлен совокупный или частичный вычет входного НДС после окончания осуществления деятельности, или после окончания срока регистрации.

Реализация имущества

Статья 7

Реализацией товаров, по определению статьи 4 настоящего закона, не признается передача имущества в целом или части имущества на возмездной или безвозмездной основе или в качестве взноса, если приобретатель имущества, являющийся налогоплательщиком, или ставший налогоплательщиком при осуществлении передачи, продолжит осуществлять ту же деятельность. В этом случае считается, что приобретатель имущества занимает место лица, передавшего ему это имущество.

Реализация услуг

Статья 8

(1) Реализация услуг представляет осуществление, прекращение или разрешение любого действия в рамках осуществления деятельности, не являющегося реализацией товаров по определению статьей 4, 5 и 6 настоящего закона.

(2) Реализацией услуг признается в том числе:

1) передача, уступка и использование авторских прав, патентов, лицензий, товарных знаков и других имущественных прав (в дальнейшем тексте: имущественные права);

2) реализация услуг на основании предписаний государственного органа/органа местного самоуправления;

3) использование услуг налогоплательщика в некоммерческих целях;

4) обмен услугами.

Использование услуг в некоммерческих целях

Статья 9

Использованием услуг налогоплательщиков в некоммерческих целях, по определению статьи 8, пункт 2, подпункт 3), признается:

1) использование товаров, являющихся частью средств делового оборота налогоплательщика, для оказания услуг в интересах налогоплательщика, его персонала или для иных целей, не связанных с его предпринимательской деятельностью;

2) реализация услуг, оказанных налогоплательщиком безвозмездно или по заниженной стоимости для собственных нужд, нужд его персонала или в иных целях, не связанных с его предпринимательской деятельностью;

Реализация услуг от своего имени и за счет другого лица

Статья 10

Если налогоплательщик при реализации услуг действует от своего имени и за счет другого лица, считается, что эти услуги принимаются и осуществляются лично налогоплательщиком.

Ввоз товаров

Статья 11

Ввозом товаров признается любой ввоз товаров на таможенную территорию Черногории, если настоящим законом не определено иное.

III НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК НДС

Статья 12

Налогоплательщиками НДС признаются:

1) налогоплательщик, осуществивший реализацию товаров/услуг, по которой исчисляется и уплачивается НДС;

2) налоговый агент, назначаемый налогоплательщиком, не имеющим постоянного места нахождения, постоянного представительства, постоянного места пребывания в Черногории (в дальнейшем тексте: налогоплательщик-нерезидент), при реализации товаров/услуг в Черногории. Если налогоплательщик-нерезидент не назначит налогового агента, НДС уплачивается получателем товаров/услуг;

3) клиент, которому оказаны услуги из статьи 17, п.3 настоящего закона, если эти услуги оказаны налогоплательщиком-нерезидентом;

4) любое лицо, выделившее отдельной строкой на счете или ином соответствующем документе НДС, который согласно настоящему закону не имело права выделить;

5) лицо, ввозящее товары/лицо, принимающее товары при ввозе.

IV НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК

Статья 13

(1) Налогоплательщиком является любое лицо (юридическое или физическое), независимо (самостоятельно) осуществляющее деятельность в соответствии с предписаниями, вне зависимости от того, зарегистрировано ли оно в соответствующем реестре или другом предписанном учетном журнале.

(2) Под деятельностью, по определению п.1 настоящей статьи, подразумевается любая производственная, перерабатывающая, торговая и обслуживающая деятельность, в том числе добыча ископаемых, сельскохозяйственная и профессиональная деятельность, а также использование имущества и имущественных прав.

(3) Налогоплательщиком является лицо, которое за свой счет осуществляет ввоз товаров, или принимает товары, ввезенные из иностранных государств, а также лицо, за счет которого товары ввозятся.

(4) Государственные органы и организации, органы местного самоуправления и другие общественные правовые органы в рамках осуществления деятельности по основанию общественных функций не признаются налогоплательщиками, если в связи с этой деятельностью уплачиваются налоги, акцизы, сборы и другие платежи.

(5) Государственные органы и организации, органы местного самоуправления и другие общественные правовые органы признаются налогоплательщиками, если осуществляют реализацию товаров/услуг, которые в соответствии с настоящим законом подлежат налогообложению у других налогоплательщиков.

(6) Налогоплательщиками являются организаторы услуг из статьи 17, пункт 2, подпункт 3а) настоящего закона.

V МЕСТО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Статья 14

(1) НДС исчисляется и уплачивается по месту осуществления реализации товаров/услуг, или по месту, в котором в соответствии с настоящим законом считается, что реализация осуществлялась.

(2) Территория Черногории считается одним местом поставки товаров/осуществления услуг.

Место реализации товаров

Статья 15

Местом реализации товаров считается:

1) место, в котором товар находится в момент отправки или перевозки. Если отправка или перевозка товара начинается за пределами Черногории, считается, что они осуществлены импортером в Черногории;

2) место установки или сборки товара, если этот товар устанавливается или собирается поставщиком или иным лицом от имени или за счет поставщика;

3) место, в котором находится товар в момент реализации, если реализация товара осуществляется без отправки/перевозки;

4) место приема электроэнергии, газа и энергии для отопления, замораживания и охлаждения.

Место реализации при ввозе товаров

Статья 16

(1) Местом реализации товаров при ввозе товара считается место, в котором товар ввезен на территорию Черногории.

(2) В порядке исключения из п.1 настоящей статьи, для товаров, для которых сразу после ввоза на территорию Черногории разрешено размещение в режиме таможенных складов временного хранения или разрешен таможенный режим выпуска для свободного обращения или свободное обращение товаров из статьи 30, пункт 1, подпункт 2) настоящего закона, или для товаров временного ввоза, с полным освобождением от уплаты импортных сборов на ввоз товаров, или на которые распространяется таможенный режим транзита, местом реализации считается место, в котором для данных товаров начинается другой таможенный режим использования.

Место реализации услуг

Статья 17

(1) Местом реализации услуг считается место, в котором налогоплательщик, оказывающий услуги, имеет постоянное место нахождения или постоянное представительство, через которое оказывает услуги, или место постоянного проживания или пребывания при отсутствии постоянного места нахождения или постоянного представительства, если настоящим законом не определено иное.

(2) В порядке исключения из п.1 настоящей статьи, местом реализации услуг считается:

1) место нахождения недвижимого имущества, если осуществление услуг связано непосредственно с недвижимым имуществом, в том числе посреднические услуги в реализации недвижимого имущества, услуги по оценке недвижимого имущества, услуги при подготовке строительства (услуги архитекторов, надзора и т.п.);

2) дорога или часть дороги, по которой осуществляется услуга по перевозке. Если услуга по перевозке осуществляются не только в Черногории, но и за ее пределами, настоящий закон применяется только к той части услуги по перевозке, которая осуществляется в Черногории;

3) место, в котором фактически осуществлена услуга, если речь идет:

a) об услугах в области: культуры, искусства, науки, образования, спорта, увеселительных мероприятий и т.п., в том числе об услугах по организации этих услуг;

б) о вспомогательных услугах по перевозке, в том числе: погрузочных, разгрузочных, перегрузочных, услугах по складированию и других услугах, общепринятых при перевозке;

в) об услугах, осуществляемых по движимому имуществу;

г) об услугах по оценке недвижимости;

(3) В порядке исключения из п.1 настоящей статьи, при оказании услуг:

1) по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением аренды всех форм автотранспортных средств;

2) по телекоммуникациям;

3) по отказу от осуществления предпринимательской деятельности (воздержание от осуществления какой-либо деятельности или сохранение какого-либо действия или состояния);

4) посреднических услуг, связанных с услугами из настоящего пункта,

местом реализации услуг считается место постоянного нахождения или постоянного места жительства или пребывания получателя услуг. Если место проживания получателя услуг находится за пределами Черногории, местом реализации услуг считается место его пребывания.

(4) Во избежание двойного налогообложения или отсутствия налогообложения министр по финансовым делам может, по услугам из п. 3 настоящей статьи и услугам сдачи в аренду автотранспортных средств, определить местом реализации услуг и место, в котором услуга используется, т.е. место, в котором услуга оказывается.

VI ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО ИСЧИСЛЕНИЮ НДС

Статья 18

(1) НДС исчисляется в момент поставки товаров, или в момент оказания услуги.

(2) Товар считается поставленным или услуга оказанной в момент выставления счета.

(3) Если счет из п.2 настоящей статьи не выставлен, НДС исчисляется в течение восьми дней со дня поставки товара/оказания услуги.

(4) Если оплата выполнена частично или полностью до выставления счета или до осуществления реализации товара или услуги, НДС исчисляется на день приема платежа с оплаченной суммы платежа.

(5) При реализации товаров, кроме товаров из статьи 4 пункт 2 подпункт 3) настоящего закона, или реализации услуг, в случае выставления поэтапных счетов и осуществления поэтапных платежей, НДС исчисляется на последний день этапа-периода, к которому относится счет, или платеж.

(6) При реализации товаров/услуг из статьей 5, 6 и 9 настоящего закона НДС исчисляется в налоговом периоде, в котором была осуществлена эта реализация.

(7) При изменении налоговой базы из статьи 20 настоящего закона НДС исчисляется на день выставления счета или иного соответствующего документа, подтверждающего изменение налоговой базы.

Возникновение обязанности по уплате налога при ввозе товаров

Статья 19

(1) Обязанность по исчислению НДС при ввозе товаров возникает в момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин и других таможенных сборов на ввоз товаров.

(2) По товарам, освобожденным от таможенных пошлин и таможенных сборов на ввоз товара, НДС исчисляется в момент возникновения обязанности по уплате сборов на ввоз товара, которая согласно таможенным правилам должна была возникнуть, но не возникла.

VII НАЛОГОВАЯ БАЗА

Налоговая база и изменение налоговой базы

Статья 20

(1) Базой НДС (в дальнейшем тексте: налоговая база) являются любые формы оплаты (в денежном, имущественном выражении, или в услугах), которые налогоплательщик получил или получит от покупателя, заказчика или третьего лица в качестве расчетов по оплате реализованных им товаров/услуг, в том числе субвенции, непосредственно связанные со стоимостью такой реализации, без учета НДС, если настоящим законом не определено иное.

(2) При определении налоговой базы учитываются:

1) акцизы и другие налоги, сборы, таможенные пошлины и другие сборы на ввоз товара, за исключением НДС

2) косвенные расходы, как то комиссия (провизия), расходы по упаковке, перевозке и страхованию, которые поставщик начисляет покупателю/заказчику услуги;

3) суммы, начисленные на тару, подлежащую возврату и начисленные залоговые цены тары.

(3) Если оплата за реализацию товаров/услуг выполнена не в денежной форме или выполнена не полностью в денежной форме, налоговая база определяется исходя из рыночной стоимости товара/услуги в момент реализации.

(4) При товарообмене/обмене услугами, налоговая база определяется как стоимость полученного товара/услуги.

(5) При реализации товаров/услуг налогоплательщиком-нерезидентом, налоговая база определяется как все формы оплаты, которые получатель товара/услуги осуществил или осуществит поставщику.

(6) При реализации товаров из статьей 5 и 6 настоящего закона, налоговая база определяется как стоимость приобретения соответствующего товара/услуги, в которую не включен НДС, или как стоимость товара во время и в месте его реализации, а при реализации услуг из статьи 9 настоящего закона налоговая база определяется как сумма затрат по оказанию услуг.

(7) Если по каким-либо причинам, несоответствующим обычаям делового оборота, вознаграждение за реализацию товара/услуги составляет ниже рыночной стоимости или вознаграждение отсутствует, налоговая база определяется как рыночная стоимость товара/услуги в момент и в месте его/ее реализации.

(8) В налоговую базу не включаются:

1) снижение цен и скидки, предоставленные в счете в момент реализации;

2) суммы, которые налогоплательщик предъявит, получит или отдаст в интересах (от имени) и за счет своего покупателя/заказчика.

(9) Если налоговая база в последствии изменится по причине возврата, скидки или невозможности осуществления оплаты, налогоплательщик, реализовавший товары/услуги вправе скорректировать/уменьшить сумму НДС, если налогоплательщик, в интересах которого реализуется товар/услуга, скорректирует (уменьшит) вычет входного НДС и об этом уведомит в письменной форме поставщика этих товаров/услуг.

(10) При изменении суммы НДС, исчисленной при ввозе товаров, которую налогоплательщик отнес к вычету входного НДС, вычет входного НДС может быть скорректирован за счет возникшей разницы на основании решения таможенного органа.

(11) Корректировка налоговой базы может осуществляться только за тот отчетный период, в котором произошло изменение налоговой базы.

(12) При передаче прав залогодержателя налоговая база определяется как цена залога, увеличенная на разницу до рыночной стоимости.

(13) При возврате тары, по которой был исчислен НДС, налоговая база может быть скорректирована за налоговый период, в котором был произведен возврат тары.

Налоговая база при продаже имущества

Статья 21

При реализации предприятия или производства в целом, налоговая база определяется как отдельная стоимость по каждому из видов имущества, а сумма всех отдельных стоимостей составляет общую стоимость предприятия или производства, уменьшенную на стоимость недвижимого имущества, которое облагается налогом по отдельному закону.

Перенятые задолженности не вычитаются из налоговой базы. Если исчисленный НДС при покупке предприятия или производства покупатель может отнести к вычету как входной налог, налог на добавленную стоимость не уплачивается, а такая передача считается необлагаемой налогом.

Налоговая база при ввозе товаров

Статья 22

(1) Налоговая база при ввозе товаров определяется как стоимость товаров, утвержденная таможенными правилами.

(2) В налоговую базу из п.1 настоящей статьи включаются:

1) акцизы и другие налоги и сборы, уплачиваемые за пределами Черногории и при ввозе, за исключением НДС по настоящему закону;

2) косвенные затраты, как то: провизии, расходы по упаковке, перевозке и страхованию, возникшие при ввозе товаров до первого пункта назначения в Черногории. Первым пунктом назначения считается место, указанное в грузовой декларации или другом документе, на основании которой осуществляется ввоз товаров в Черногорию.

(3) При ввозе товаров из налоговой базы исключаются, если уже не исключены, снижения цен и скидки в соответствии со статьей 20, п. 8 настоящего закона.

(4) При реимпорте товаров, временно вывезенных в целях обогащения, ремонта, переработки или доработки, налоговая база определяется как стоимость, утвержденная по таможенным правилам.

Перерасчет стоимости иностранной валюты в отечественную валюту

Статья 23

(1) Если стоимость, являющаяся основанием для определения налоговой базы при ввозе товаров, выражена в иностранной валюте, для перерасчета этой стоимости в отечественную валюту применяется курс, определенный в соответствии с таможенными правилами по расчету таможенной стоимости товаров.

(2) Если стоимость, являющаяся основанием для определения налоговой базы, в случаях помимо ввоза товаров, выражена в иностранной валюте, для перерасчета этой стоимости в отечественную валюту применяется средний курс Центрального банка Черногории на день возникновения обязанности по уплате налога.

VIII СТАВКА НДС

Ставка НДС

Статья 24

НДС исчисляется и уплачивается по ставке 17 % на реализацию всех товаров, услуг и на ввоз товаров, за исключением реализации товаров, услуг и ввоза товаров, освобожденных от исчисления и уплаты НДС, а также реализации товаров, услуг и ввоза товаров, для которых установлена нулевая (0) процентная ставка НДС.

Нулевая процентная ставка

Статья 25

(1) Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:

1) товаров, которые экспортируются из Черногории продавцом, т.е. товаров, которые за его счет экспортируются другим лицом;

2) услуг, в том числе по перевозке и других вспомогательных услуг (за исключением услуг из статей 26 и 27 настоящего закона), непосредственно связанных с экспортом/импортом товаров, в соответствии со статьей 16, пункт 2 / статьей 30, пункт 1, подпункт 1) настоящего закона.

3) товаров, которые экспортируются из Черногории покупателем или другим лицом, не имеющим постоянного места проживания в Черногории, за его счет, за исключением товаров, предназначенных для обеспечения (снабжения) частных морских и воздушных судов и других транспортных средств, предназначенных для частного использования;

4) услуг по товарам, ввезенным в Черногорию и экспортированным лицом, оказавшим эти услуги или заказчиком, если у него нет постоянного места нахождения, постоянного представительства или постоянного места жительства или пребывания в Черногории;

5) услуг, оказываемых агентами или другими посредниками в интересах и за счет другого лица, если эти услуги являются частью услуг, перечисленных в настоящей статье, или услуг, оказанных за пределами Черногории. Освобождение не относится к передвижным агентам, оказывающим услуги в интересах и за счет пассажиров за пределами Черногории;

6) топлива и других необходимых товаров, используемых для снабжения:

a) морских судов для плавания в открытом море, осуществляющих возмездную перевозку пассажиров, или предназначенных для осуществления коммерческой или промышленной деятельности;

б) морских судов для оказания помощи и спасения в море;

в) военно-морских судов, уплывающих из вод Черногории, пункты назначения которых являются иностранные порты/стоянки;

7) товаров и услуг, используемых в международном сообщении (транспорте);

8) товаров и услуг, предназначенных для:

a) служебных нужд дипломатических и консульских представительств,

б) служебных нужд международных организаций, если это предусмотрено международным договором,

в) личных нужд иностранного персонала дипломатических и консульских представительств, в том числе членов их семей,

г) личных нужд иностранного персонала международных организаций, в том числе членов их семей, если это предусмотрено международным договором.

(2) Право из пункта 1, подпункта 8) настоящей статьи осуществляется при условии взаимности, что подтверждается министром по иностранным делам.

(3) Товары считаются экспортированными, если они действительно вывезены за пределы Черногории или если ввезены в свободную таможенную зону, или на таможенный склад, если они предназначены для экспорта.

IX ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НДС

Освобождение в общественных интересах

Статья 26

От уплаты НДС освобождены услуги, оказываемые в общественных интересах, в том числе:

1) почтовые услуги, реализуемые Почтой Черногории;

2) медицинские услуги и услуги по уходу и поставка медицинских товаров, в том числе обеспечение (поставка) человеческих органов, крови и материнского молока, осуществляемые в соответствии с предписаниями по медицинскому страхованию;

3) услуги социального страхования и реализация товаров, непосредственно связанных с этими услугами, осуществляемые в соответствии с предписаниями, регулирующими область деятельности социального страхования;

4) услуги по дошкольному воспитанию, образованию и подготовке детей, молодежи и взрослых, в том числе реализация товаров и услуг, непосредственно связанных с этими деятельностями, если эти деятельности осуществляются в соответствии с предписаниями, регулирующими эту область;

5) услуги и поставки товаров образовательным учреждениям: дошкольным, начальным, средним и высшим учебным заведениям и учреждениям ученического и студенческого стандарта;

6) услуги в сфере культуры, в том числе реализация билетов для культурных мероприятий и реализация товаров, непосредственно связанных с этими услугами, осуществляемая некоммерческими организациями в соответствии с предписаниями, регулирующими область деятельности культуры;

7) услуги в сфере спорта и физической культуры, осуществляемые некоммерческими организациями (союзами, объединениями и др.);

8) ежемесячная абонентская плата за радио и телевизионные программы;

9) авторские права и услуги в области литературы и искусства;

10) авторские права в области науки и художественных предметов, коллекций и антиквариата из статьи 45, п.3, 4 и 5 настоящего закона;

11) входные билеты на выставки, ярмарки и спортивные мероприятия;

12) религиозные услуги и реализация товаров, непосредственно связанных с религиозными услугами, осуществляемыми религиозными организациями для удовлетворения потребностей верующих в соответствии с предписаниями, относящимися к данным организациям;

13) услуги, осуществляемые неправительственными организациями, основанными в соответствии с предписаниями, регулирующими деятельность таких организаций, если не существует вероятность того, что такое освобождение приведет к нарушению конкуренции;

14) водоснабжение;

15) услуги общественного транспорта пассажиров и их багажа;

16) услуги общественной гигиены;

17) ритуальные услуги и товары, связанные с этими услугами.

Остальные освобождения

Статья 27

От уплаты НДС освобождены:

1) основные продукты питания (молоко, хлеб, жир, растительное масло и сахар);

2) лекарственные и медицинские средства, утвержденные предписаниями по производству и реализации лекарственных средств;

3) учебные пособия для начального, среднего, неполного высшего и высшего образования, на основании мнения министра образования;

4) книги и печатные издания от особого интереса для науки, искусства и спорта, на основании мнения компетентного министра;

5) услуги по страхованию и перестрахованию, в том числе услуги посредников и страховых агентов;

6) реализация недвижимого имущества, за исключением первой передачи права собственности, т.е. права собственности на объекте нового строительства;

7) услуги по сдаче в аренду и субаренду жилых домов, квартир, жилых помещений для постоянного проживания сроком не менее 60 дней, а также аренды сельскохозяйственных земель и леса, зарегистрированных в земельных книгах;

8) банковские и финансовые услуги, в том числе:

a) выдача и управление (ведение) кредитами, выдача и управление банковскими гарантиями и другими формами обеспечения кредитов кредитором;

б) услуги по ведению депозитных, накопительных, банковских счетов, осуществлению денежных переводов, платежных поручений, обналичке обязательств, чеков или других инструментов, за исключением возмещения и выкупа долгов;

в) реализация, в том числе выдача купюр (банкнот) и монет, являющихся законными платежными средствами какого-либо государства, за исключением коллекционных монет (прим: нумизматических коллекций); коллекционными предметами по определению настоящего пункта являются золотые и серебряные монеты, а также монеты из других металлов, купюры (банкноты), вышедшие из обращения в качестве законных платежных средств и монеты, обладающие нумизматической ценностью;

г) реализация акций, долевых участий в обществах, облигаций и других ценных бумаг, в том числе их хранение, за исключением хранения (депозита) ценных бумаг;

д) управление инвестиционными фондами;

9) реализация действующих почтовых марок, административных и судебных сборов и акцизных марок;

10) реализация золота и других драгоценных металлов, приобретаемых Центральным банком Черногории;

11) услуги лотерей и других развлекательных игр;

12) ежедневные и периодические печатные издания.

Освобождение при ввозе товара

Статья 28

От уплаты НДС освобождаются:

1) ввезенные товары, реализация которых на территории Черногории освобождена от уплаты НДС;

2) товары, ввозимые в Черногорию в рамках таможенного режима транзита;

3) реимпортированные товары, которые в неизмененном виде импортируются вывезшим их лицом, освобожденным от уплаты таможенной пошлины в соответствии с таможенными правилами;

4) реимпортированные товары, по которым за пределами страны были оказаны услуги, и по которым не было признано право вычетов или возврата НДС;

5) товары, ввезенные государственными органами или благотворительными гуманитарными организациями, предназначенные для безвозмездной передачи нуждающимся в социальной помощи лицам. Освобождение не относится к алкогольным напиткам, табаку и табачным изделиям, кофе и транспортным средствам, за исключением транспортных средств, предназначенных для спасения;

6) ввезенные товары, освобожденные от уплаты таможенной пошлины, предназначенные для служебных нужд дипломатических, консульских представительств и международных организаций и их членов, в пределах ограничений и под условиями, предписанными международными конвенциями о создании этих организаций, на основании мнения министра по иностранным делам.

7) услуги, связанные с ввозом товаров, если их стоимость включена в налоговую базу, в соответствии со статьей 22, пунктом 2, подпунктом 2) настоящего закона;

8) золото и другие драгоценные металлы, банкноты и монеты, ввозимые Центральным банком Черногории.

Освобождение при временном ввозе товаров

Статья 29

От уплаты НДС освобождены товары, которые ввозятся временно, если они освобождены от уплаты таможенной пошлины согласно таможенным правилам.

Специальные освобождения

Статья 30

(1) От уплаты НДС освобождаются:

1) выпуск ввезенных товаров, не выпускаемых в свободное обращение, если эти товары предназначены для хранения в акцизном складе;

2) ввоз товаров, осуществляемый:

a) для представления таможенному органу и если разрешено их временное хранение в соответствии с таможенными правилами;

б) для ввоза в свободную таможенную зону;

в) для инициации процедуры таможенного складирования или процедуры ввоза в целях экспорта по системе отсрочки;

(2) Освобождение из пункта 1 настоящей статьи относится и к реализации услуг, связанных с реализацией данных товаров.

(3) Освобождение от уплаты НДС осуществляется при условии, что данные товары не выпущены в свободное обращение, и что сумма НДС при выпуске в свободное обращение равна сумме, которая была бы исчислена если бы данные товары подлежали налогообложению при ввозе в Черногорию.

X ВЫСТАВЛЕНИЕ СЧЕТА

Обязанность по выставлению счета

Статья 31

(1) Налогоплательщик обязан по реализации товаров/услуг выставить счет или иной соответствующий документ (в дальнейшем тексте: счет). Счет выставляется в двух экземплярах, из которых оригинал остается у покупателя, а копия у поставщика товаров/услуг.

(2) Налогоплательщик обязан выставить счет и по каждой предоплате (авансу), полученной им в счет предстоящих поставок товаров/оказания услуг, а также по каждому последующему изменению налоговой базы.

(3) Счетом является любой документ, выставленный налогоплательщиком или другим лицом по его требованию, вне зависимости от того, в какой форме и под каким наименованием он выставлен, в котором учтена реализация товаров/услуг.

(4) В случае товарообмена, обмена услугами, каждый из участников обмена обязан выставить счет.

(5) В случае если налогоплательщиком по реализации товаров/услуг в счете начислена сумма НДС выше положенной ему по закону, он обязан уплатить эту сумму, за исключением случаев из статьи 20, пункт 9 настоящего закона.

(6) Налогоплательщик может выставить счет в нематериальной форме, если у него имеется разрешение налогового органа на такую форму выставления счета. Налогоплательщик, принявший счет в нематериальной форме, также должен иметь разрешение от налогового органа, в противном случае считается, что счет не выставлен в целях вычета сумм входного НДС.

Основные данные, содержащиеся в счете, выставленном налогоплательщику и другим лицам

Статья 32

(1) Налогоплательщик, осуществляющий поставку товаров или оказывающий услуги другому налогоплательщику, обязан выделять в счете как минимум следующие данные:

1) место, дату выписки и порядковый номер счета;

2) наименование и место нахождения своей фирмы/место своего постоянного жительства и свой идентификационный номер налогоплательщика;

3) наименование и место нахождения/ место постоянного жительства получателя товаров/услуг и его идентификационный номер налогоплательщика;

4) вид и количество поставленных товаров/оказанных услуг;

5) цену реализации товаров/услуг с учетом НДС;

6) стоимость реализации товаров/услуг с учетом НДС;

7) сумму НДС, включенную в стоимость реализации товаров/услуг.

(2) Если осуществляется поставка товаров/оказание услуг, освобожденных от уплаты НДС, или НДС исчисляется по нулевой налоговой ставке, в счете необходимо указать, что НДС не начисляется (не облагается НДС), со ссылкой на статью настоящего закона, которым утверждена нулевая налоговая ставка/освобождение.

(3) В счете, выставленном налогоплательщиком другим лицам, не нужно указывать данные из пункта 1, подпунктов 3) и 6) настоящей статьи, но в обязательном порядке указывается стоимость товаров/услуг с учетом суммы НДС и сумма НДС, включенная в стоимость.

(4) Налогоплательщик обязан покупателю товаров/заказчику услуг выписать счет, вне зависимости от того, потребовал ли его покупатель/заказчик. Покупатель товаров/заказчик услуг обязан сохранить счет непосредственно по уходу из магазина или другого административного помещения и предъявить его по требованию уполномоченного лица налогового органа.

(5) Обязанность по выписке счета, в соответствии со статьями 3 и 4 настоящего закона, не относится к продаже сельскохозяйственных товаров на рынках.

(6) Обязанность по выписке счета, в соответствии со статьями 3 и 4 настоящего закона, не относится к продаже табачных изделий, билетов и жетонов для проезда в пассажирском транспорте (поезда, автобусы, фуникулеры), марок, акцизных марок, ценных бумаг и формуляров в почтовом обращении, периодических печатных изданий и к продаже в автоматах. Данные о продаже обеспечиваются путем учета исходных (начальных) и окончательных запасов, осуществляемого не менее одного раза в месяц.

(7) Налогоплательщик из пункта 4 настоящей статьи обязан на каждом пункте продажи на видном месте выставить сообщение об обязанности выписки и сохранения счета.

(8) При реализации товаров/услуг за наличный расчет, налогоплательщик обязан вести учет реализации в форме налоговой фискальной кассы.

(9) Более детальный порядок ведения налоговой фискальной кассы из пункта 8 настоящей статьи по реализации товаров/услуг утверждается компетентным налоговым органом.

XI НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД, ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА НДС

Налоговый период

Статья 33

(1) Налоговым периодом является период, за который налогоплательщик исчисляет и уплачивает НДС.

(2) Налоговым периодом является период с первого по последний день месяца (календарный месяц).

Порядок исчисления НДС

Статья 34

(1) Налогоплательщик исчисляет НДС исходя из сумм, предъявленных им как облагаемая налогом реализация, из выставленных в налоговом периоде счетов на поставку товаров/оказание услуг.

(2) Учетными суммами из пункта 1 настоящей статьи считаются:

1) суммы на выставленных счетах;

2) суммы оплаченных авансовых платежей в соответствии со статьей 18, пункт 4 настоящего закона;

3) сумма осуществленной реализации товаров/услуг из статей 5, 6 и 9 настоящего закона;

4) суммы на счетах, выставленных иностранным налогоплательщиком в соответствии со статьей 20, пункт 5 настоящего закона.

Представление декларации по НДС

Статья 35

(1) Налогоплательщик обязан составлять ежемесячную декларацию по НДС.

(2) Декларацию из пункта 1 настоящего закона налогоплательщик представляет в компетентный налоговый орган не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

(3) Декларацию из пункта 1 настоящего закона налогоплательщик обязан представить вне зависимости от наличия оснований для уплаты НДС за этот налоговый период.

(4) Декларация из пункта 1 настоящего закона содержит все необходимые данные для исчисления (расчета) суммы налога, подлежащей к уплате.

(5) Форма и содержание декларации из пункта 1 настоящего закона утверждается компетентным налоговым органом.

(6) В случае непредставления налогоплательщиком в предусмотренные сроки декларации по НДС или в случае отсутствия у налогоплательщика предусмотренной документации и налоговой отчетности, налоговым органом может быть оценена обязанность по уплате налога по результатам проведенной проверки и путем сравнения с налогоплательщиком, осуществляющим подобный вид деятельности или на основании иных данных о деятельности налогоплательщика.

Порядок уплаты НДС

Статья 36

(1) Подлежащая уплате сумма налога уплачивается 15-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

(2) В срок из пункта 1 настоящей статьи НДС уплачивается и лицом из статьи 12, пункты 2) и 3) настоящего закона.

(3) При ввозе товаров, НДС исчисляется и уплачивается как таможенный сбор на ввоз товаров, в соответствии с порядком, утвержденным таможенными правилами.

XII ВЫЧЕТЫ ВХОДНОГО НДС

Условия принятия к вычету входного НДС

Статья 37

(1) Налогоплательщик вправе, при исчислении суммы налога, подлежащей уплате, принять к вычету сумму НДС, которую он обязан уплатить или уплатил ее при приобретении товаров/услуг от другого налогоплательщика, при ввозе товаров и как получатель (пользователь) услуги (в дальнейшем тексте: входной НДС), если эти товары/услуги были им использованы или будут использованы в целях осуществления деятельности, подлежащей обложению НДС.

(2) Налогоплательщик вправе принять к вычету входной НДС и по товарам и услугам, использованным им для осуществления деятельности за пределами Черногории, при условии, что такое право было бы признано, если бы деятельность осуществлялась на территории Черногории.

(3) Налогоплательщик не вправе принимать к вычету входной НДС:

1) по товарам и услугам, использованным им для реализации товаров/услуг; по услугам, освобожденным от уплаты НДС, если настоящим законом не определено иное;

2) по товарам и услугам, использованным им для осуществления деятельности за пределами Черногории, если право на вычет входного НДС не было бы признано при осуществлении этой деятельности на территории Черногории.

(4) Налогоплательщик вправе принять к вычету входной НДС, относящийся к реализации товаров/услуг, освобожденных от уплаты НДС:

1) на основании статьи 25, статьи 28, пункт 7) и статьи 30 настоящего закона;

2) на основании статьи 27, пункты 5 и 8a) по 8г) настоящего закона, если услуги осуществляются заказчику услуги, имеющему постоянное место нахождения или постоянное представительство за пределами Черногории, или если эти услуги непосредственно связаны с товарами, предназначенными для экспорта.

(5) Налогоплательщик не вправе принимать к вычету входной НДС по:

1) яхтам и морским судам, предназначенным для спорта и рекреации, частным воздушным судам, частным автомобилям и велосипедам с двигателем, горючему и запасным частям и услугам, непосредственно связанным с ними, за исключением лодок/транспортных средств, используемых для сдачи на прокат и дальнейшей продажи;

2) представительским расходам и расходам по размещению.

(6) Налогоплательщик вправе принять к вычету входной НДС:

1) если он предъявлен в счетах из статьи 32 настоящего закона;

2) если он предъявлен в таможенных декларациях;

3) если он уплачен в соответствии со статьей 39, пункт 2 и статьей 43, пункт 3 настоящего закона.

(7) Налогоплательщик вправе принять к вычету входной НДС в налоговом периоде, в котором он получил счет за осуществленную для него реализацию товаров и услуг, или таможенную декларацию по ввезенным товарам.

(8) Если налогоплательщик примет счет, в котором предъявлен НДС лицом, которое в соответствии с настоящим законом не вправе его выписывать, предъявленный НДС не может быть принят к вычету как входной НДС, даже если неуполномоченным лицом уплачен предъявленный НДС.

(9) Если налогоплательщик получит счет, в котором предъявленная сумма НДС выше суммы, утвержденной на основании настоящего закона, положительная разница между утвержденной и предъявленной суммой НДС (или данная завышенная сумма НДС) не подлежит вычету в качестве входного НДС, даже если она была уплачена.

Порядок отнесения к вычету входного НДС

Статья 38

(1) Налогоплательщик, осуществляющий частью операции по реализации товаров/услуг, облагаемые налогом, и частью операции, необлагаемые налогом (освобожденные), имеет право на вычет входного НДС только по налогооблагаемой части операций по реализации.

(2) Распределение входного НДС на часть, подлежащую вычету и часть, не подлежащую вычету, налогоплательщик обязан осуществить до представления декларации по НДС.

(3) Входной НДС определяется по совокупной реализации товаров/услуг, как:

1) в числителе: совокупная сумма годовой реализации, без учета НДС, относящегося к операциям, входной НДС по которым подлежит вычету,

2) в знаменателе: сумма, включенная в числитель, и совокупная сумма годовой реализации, относящейся к операциям, входной НДС по которым не подлежит вычету, включая субвенции и дотации, кроме субвенций из статьи 20, пункт 1 настоящего закона.

(4) При исчислении суммы НДС, подлежащей вычету, не учитывается:

1) сумма, относящаяся к оборудованию, отчужденному налогоплательщиком в рамках осуществления своей деятельности;

2) сумма реализации финансовых услуг, если они осуществляются периодически;

3) сумма реализации недвижимости, если она осуществляется периодически.

(5) Часть НДС, подлежащая вычету, определяется как процентная доля годовой (календарный год) налоговой базы и округляется к большему целому числу.

(6) Часть НДС, подлежащая вычету по текущему году, определяется на основании данных о реализации по итогам прошедшего года, а в случае отсутствия таких данных или если суммы реализации были незначительными, подлежащая вычету часть НДС определяется налогоплательщиком на основании собственной оценки, при наличии письменного разрешения от компетентного налогового органа.

(7) В порядке исключения из пункта 3 настоящей статьи, налогоплательщик может определить подлежащую вычету часть НДС по отдельности по каждой области своей деятельности, если по этим областям деятельности бухгалтерский учет ведется раздельно, и при наличии на это письменного разрешения от компетентного налогового органа.

Поправка вычетов входного НДС

Статья 39

(1) Вычеты входного НДС, произведенные налогоплательщиком в соответствии с настоящим законом, должны быть исправлены в случае:

1) если в последующем будет установлено, что исчисленная сумма вычета входного НДС превышает или меньше суммы, которую налогоплательщик обязан был уплатить;

2) если при составлении налоговой отчетности будет установлено, что возникли изменения составляющих, существенным образом влияющих на сумму входного НДС (изменение цен, отказ от поставок по договору и т.п.).

(2) Если в течение пяти лет от календарного года, в котором началось использование оборудования, изменятся условия, которые тогда были определяющими для вычета входного НДС, поправка входного НДС осуществляется за период с изменения таких условий (обстоятельств). В случае недвижимости этот период составляет 20 лет, вместо пяти.

(3) Началом использования оборудования/недвижимости из пункта 2 настоящей статьи считается налоговый период, в котором был произведен (или не произведен) вычет входного НДС.

(4) Оборудованием из пункта 2 настоящей статьи считается оборудование, которое, на основании норм бухгалтерской отчетности, включается в материальные основные средства налогоплательщика.

(5) Поправка вычета входного НДС может быть произведена, если разница превышает 30 евро.

Вычет входного НДС при начале осуществления деятельности, подлежащей налогообложению

Статья 40

(1) Со дня вступления в силу регистрации, налогоплательщик, начинающий осуществлять деятельность, приобретает право на пропорциональный вычет входного НДС по товарам, имеющимся у него в запасе до вступления в силу регистрации. Пропорциональный вычет входного НДС определяется налоговым органом на основании данных бухгалтерской отчетности налогоплательщика и сравнительных данных по запасам товаров для осуществления однородного вида деятельности у других налогоплательщиков.

(2) Налогоплательщик из пункта 1 настоящей статьи вправе отнести к вычету входной НДС пропорционально осуществленной реализации, однако он не имеет права на возмещение (возврат) суммы налога по этому основанию.

Вычет входного НДС при операциях по реализации поддержанных транспортных средств

Статья 41

(1) Налогоплательщик, приобретающий поддержанные транспортные средства в целях перепродажи (в дальнейшем тексте: перепродавец), вправе, в качестве входного НДС, отнести к вычету сумму, определенную применением поправочного коэффициента к ставке НДС на цену приобретения поддержанного транспортного средства (в дальнейшем тексте: налоговый остаток, остаточная сумма налога).

(2) Право на вычет остаточной суммы налога приобретается в случае, если перепродавец приобрел поддержанное транспортное средство:

1) от лица, не имевшего право на вычет входного НДС по данному транспортному средству;

2) от другого налогоплательщика, который, в соответствии с настоящим законом, не имел права на вычет входного НДС по данным товарам;

3) от другого перепродавца, который реализовал право на вычет остаточной суммы налога по данному транспортному средству;

(3) Если перепродавец осуществляет операции по реализации транспортных средств за счет другого лица в соответствии с договором, по которому оплачивается комиссия на куплю-продажу, моментом осуществления операции по реализации другим лицом считается момент осуществления этой операции перепродавцом.

(4) Если остаточная сумма налога превышает сумму НДС, которую учитывает перепродавец по реализации транспортных средств, остаточная сумма налога признается в объеме, равном сумме НДС по данной реализации.

(5) Перепродавцы, принявшие к вычету остаточную сумму налога в связи с приобретением транспортных средств, не имеют права применять нулевую (0) процентную ставку налога из статьи 25 настоящего закона.

XIII СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Мелкие налогоплательщики

Статья 42

(1) В порядке исключения из статьи 13, пункт 1 настоящего закона, лицо, осуществившее по итогам последних 12 месяцев реализацию товаров/услуг на сумму, не превышающую/которая по предположениям не должна превысить 18 000 евро, не является налогоплательщиком по определению настоящего закона.

(2) Лицо из пункта 1 настоящей статьи не вправе исчислять и предъявлять НДС на счетах, не имеет права на вычет входного НДС и не ведет бухгалтерский учет в соответствии с настоящим законом.

(3) Лицо из пункта 1 настоящей статьи вправе представить в налоговый орган по своему усмотрению заявление на постановку на учет по исчислению и уплате НДС. Налоговый орган, на основании письменного заявления, принимает решение о постановке на учет по уплате НДС на период не менее трех лет.

(4) Положения настоящей статьи не относятся к налогоплательщикам-нерезидентам.

Сельскохозяйственные предприниматели

Статья 43

(1) Сельскохозяйственный предприниматель, не являющийся налогоплательщиком НДС по основанию поставки сельскохозяйственных и лесных товаров/услуг (в дальнейшем тексте: сельскохозяйственный предприниматель) имеет право на паушальное возмещение входного НДС (в дальнейшем тексте: паушальное возмещение) в соответствии с порядком, определенным настоящей статьей.

(2) Паушальное возмещение из пункта 1 настоящей статьи признается только сельскохозяйственным предпринимателям, осуществившим реализацию сельскохозяйственных и лесных товаров/услуг налогоплательщикам из настоящего закона.

(3) Налогоплательщики из пункта 2 настоящей статьи, которым осуществлена реализация со стороны сельскохозяйственного предпринимателя, обязаны включить в стоимость (цену) этой реализации сумму паушального возмещения в размере 3% от стоимости приобретения товаров/услуг.

(4) Налогоплательщики из пункта 3 настоящей статьи вправе отнести к вычету паушальное возмещение как входной НДС, при условиях, утвержденных настоящим законом.

(5) Сельскохозяйственному предпринимателю из пункта 1 настоящей статьи признается право на паушальное возмещение при условии предварительного получения разрешения от компетентного налогового органа.

(6) Детальные условия и порядок осуществления права из настоящей статьи утверждаются министром финансов.

Услуги агентств по перевозке пассажиров и организаторов путешествий

Статья 44

(1) Агентство по перевозке пассажиров и организатор путешествий (в дальнейшем тексте: агентство путешествий), работающее от своего имени и при этом использующее товары и услуги других налогоплательщиков, вправе исчислять и уплачивать НДС в соответствии с настоящей статьей.

(2) Все услуги, оказываемые агентством путешествий в связи с путешествием считаются одной услугой, оказываемой агентством путешествий пассажиру.

(3) НДС уплачивается по месту нахождения агентства путешествий с суммы разницы между совокупной суммы, оплачиваемой пассажиром, в которую не включен НДС, и суммой фактических затрат агентства путешествий на приобретение товаров и услуг, реализуемых другими налогоплательщиками, если непосредственным пользователем данных услуг является пассажир.

(4) Если приобретение товаров/услуг агентством путешествий от других налогоплательщиков осуществляется за пределами Черногории, НДС не уплачивается в соответствии со статьей 15, пункт 1, подпункт 5) настоящего закона. Если реализация товаров и услуг частично осуществлена в Черногории, и частично за ее пределами, НДС не уплачивается по той части, которая осуществлена за пределами Черногории.

(5) Агентство путешествий не вправе принимать к вычету НДС, предъявляемый другими налогоплательщиками при реализации товаров/услуг, оказываемых непосредственно пассажиру.

(6) Положения настоящей статьи не относятся к агентствам путешествий, работающим как посредники, и представляющим отчетность в соответствии со статьей 20, пункт 8, подпункт 2) настоящего закона.

Товары, бывшие в употреблении, предметы искусства и предметы антиквариата

Статья 45

(1) Налогоплательщик, который в рамках своей деятельности, вне зависимости от того, работает ли он в интересах другого лица или по договору, по которому оплачивается комиссия на куплю-продажу, покупает или приобретает товары, бывшие в употреблении, предметы искусства, коллекции и предметы антиквариата в целях перепродажи (в дальнейшем тексте: перепродавец) вправе исчислять и НДС в соответствии с настоящей статьей и статьями 46 и 47 настоящего закона.

(2) Предметом, бывшим в употреблении, считается любая движимая вещь, предназначенная для дальнейшего употребления в таком же состоянии (в состоянии, в котором она приобретена) или после ремонта, за исключением транспортных средств, предметов искусства, коллекций и предметов антиквариата, драгоценных металлов и драгоценных камней. Драгоценными металлами считаются: серебро (в том числе серебро в комбинации с золотом и платиной), золото (в том числе золото в комбинации с платиной), платина и все предметы, изготовленные из указанных металлов, если стоимость реализации соответствующего металла не превышает рыночную стоимость. Драгоценными камнями считаются: алмазы (бриллианты), рубины, сапфиры, изумруды, обработанные или необработанные, если они не встроены/нанизаны.

(3) Предметами искусства считаются:

1) картины, рисунки и пастели, композиции и подобные декоративные панели, если они изготовлены автором вручную;

2) оригинальные гравюры, тиснения и литографии, если они изготовлены автором вручную в ограниченном количестве и в черно-белой технике или в технике одного или нескольких цветов, вне зависимости от использованного способа и материала, за исключением случаев использования механического или фотомеханического способа (техники);

3) оригинальные скульптуры и статуи из любых материалов, если изготовлены автором вручную, и скульптурные слепки, количество которых ограничено восьмью копиями, если их изготовление контролируется автором или его наследником;

4) гобелены и вручную изготовленные на основании оригинального произведения искусства текстильные настенные изделия, при условии, что количество копий каждого из них не превышает восьми;

5) уникальные предметы из керамики, изготовленные исключительно автором и с его подписью;

6) картины на меди, изготовленные исключительно вручную, ограниченные по количеству до восьми обозначенных копий, на которых есть подпись автора или студии, за исключением изделий ювелиров (драгоценностей, украшений, золотых и филигранных изделий);

7) художественные фотографии, снятые или отпечатанные, напечатанные автором или снятые под контролем автора, если они подписаны, обозначены числом и ограничены количеством до 30 копий, во всех размерах.

(4) Коллекциями считаются:

1) почтовые марки и редкие марки, конверты первого издания, напечатанные оттиском, франкированные письменные отправки, использованные или не использованные, при условии, что они не в обращении/не предназначены для использования;

2) коллекции и экземпляры, имеющие зоологическую, ботаническую, минералогическую, анатомическую, историческую, археологическую, палеонтологическую, этнографическую или нумизматическую ценность (значение).

(5) Антиквариатом считаются предметы из таможенного тарифа, за исключением предметов искусства и коллекций старше 100 лет.

(6) Если перепродавец одновременно исчисляет и уплачивает НДС в соответствии с общим режимом, согласно этому режиму он обязан вести раздельную отчетность по каждому виду предметов и исчислять и уплачивать НДС раздельно по каждой позиции.

(7) Перепродавец обязан представить в налоговый орган заявление на специальный режим налогообложения за 15 дней до начала каждого месяца, в котором намерен начать исчисление НДС по данному режиму. Исчисление НДС по специальному режиму начинается в первый день месяца, следующего за месяцем, в который подано заявление на специальный режим налогообложения. Период исчисления НДС в соответствии с режимом, утвержденным настоящей статьей, не может быть менее 24 месяцев.

(8) Перепродавец вправе исчислять НДС по специальному режиму, если он приобрел или получил товары из пункта 1 настоящей статьи от:

1) лица, не являющегося налогоплательщиком;

2) другого налогоплательщика, который, в соответствии с настоящим законом, по этому товару не имел права на вычет входного НДС;

3) налогоплательщика из статьи 42, пункт 1 настоящего закона, если речь идет о средствах из делового оборота;

4) от другого перепродавца.

(9) Перепродавец, исчисляющий НДС в соответствии с настоящей статьей и статьями 46 и 47 настоящего закона, не вправе предъявлять НДС на выставленных им счетах НДС.

Налоговая база для товаров, бывших в употреблении, предметов искусства, коллекций и предметов антиквариата

Статья 46

(1) Налоговая база при реализации товаров из статьи 45 настоящего закона определяется как сумма разницы между ценой приобретения и ценой реализации перепродавцом этих товаров, уменьшенная на сумму НДС по этой разнице.

(2) Цена приобретения товара перепродавцом включает совокупное вознаграждение (выраженное в денежной, вещевой форме или в услугах), с учетом всех налогов и сборов, комиссий, расходов и сборов, оплаченных перепродавцом лицу, от которого он приобрел данный товар.

(3) Цена реализации товара перепродавцом включает совокупное вознаграждение, которое перепродавец получит от покупателя или третьего лица, включая субвенции, непосредственно связанные с данным товаром, налоги и все остальные сборы, косвенные расходы по приобретению, комиссию, расходы по упаковке, перевозке и обеспечения, предъявленных перепродавцом покупателю, включая НДС.

(4) Если цена приобретения превышает цену реализации товара, считается, что налоговая база равняется нулю (0).

Другие случаи реализации предметов художественной ценности, коллекций и антиквариата

Статья 47

(1) Перепродавец может исчислять НДС на разницу между ценой приобретения и ценой реализации и при:

1) реализации предметов художественной ценности, коллекций и антиквариата, ввозимых им самым;

2) реализации предметов художественной ценности, приобретенных им непосредственно от автора или законных наследников.

(2) Период исчисления НДС по настоящей статье не может быть короче 24 месяцев.

(3) В порядке исключения из пункта 1 настоящей статьи, перепродавец вправе исчислять НДС в соответствии с общим режимом в случае реализации товаров из пункта 1 настоящей статьи по отдельности. В таком случае перепродавец вправе отнести к вычету входной НДС, уплаченный им или предъявленный ему в том налоговом периоде, в котором он осуществил реализацию товаров.

(4) Налоговая база при реализации товаров из пункта 1 настоящей статьи определяется как разница между продажной ценой перепродавца на соответствующие товары и покупной ценой этих товаров, уменьшенная на сумму НДС по данной разнице.

(5) Цена приобретения при ввозе товаров равняется налоговой базе при ввозе товаров, увеличенной на сумму НДС, исчисленную или уплаченную при ввозе данного товара. Цена приобретения из пункта 1, подпункта 2) настоящей статьи является совокупным вознаграждением, включающим все налоги, комиссии, расходы и сборы, уплаченные перепродавцом лицу, от которого он приобрел эти товары.

(6) Цена реализации товара перепродавцом включает совокупное вознаграждение, которое перепродавец получил или получит от покупателя или третьего лица, включая субвенции, непосредственно связанные с данным товаром, налоги и все остальные сборы, косвенные расходы по приобретению (комиссия, расходы по упаковке, перевозке и страхованию) предъявленных перепродавцом покупателю, включая НДС.

(7) Если цена приобретения превышает цену реализации данного товара, считается, что налоговая база равняется нулю (0).

(8) Перепродавец, реализующий товары в соответствии с настоящей статьей, не вправе отнести к вычету входной НДС по таким образом приобретенным или ввезенным товарам.

(9) Положения статьи 46, пункты 2 и 3 настоящего закона применяются и к реализации товаров из настоящей статьи.

Реализация товаров на аукционе

Статья 48

(1) Налогоплательщик, который в рамках осуществления своей деятельности как в собственных интересах, так и в интересах другого лица в соответствии с договором, на основании которого производится оплата комиссии на куплю или продажу, и который предлагает бывшие в употреблении изделия, предметы искусства, коллекции или предметы антиквариата для продажи на аукционе (в дальнейшем аукционист) в целях продажи лучшему аукционеру, может исчислять НДС в соответствии с настоящей статьей и статьей 49 настоящего закона.

(2) Если аукционер одновременно исчисляет НДС в соответствии с общим режимом налогообложения и специальным режимом налогообложения, он обязан в своей бухгалтерской отчетности обеспечить отдельное отражение реализации и исчисление НДС по каждой позиции отдельно.

(3) Аукционер исчисляет НДС в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, если он выступает в интересах уполномоченного лица (принципала), который является:

1) лицом, не являющимся налогоплательщиком;

2) другим налогоплательщиком, который в соответствии с настоящим законом не обладает правом вычета входного НДС на эти товары;

3) налогоплательщиком из статьи 42 пункта 1 настоящего закона, если речь идет о средствах из его делового оборота;

4) перепродавцом из статьи 45 настоящего закона.

Налоговая база при реализации товаров на аукционе

Статья 49

(1) Налоговая база на реализацию товаров из статьи 48 настоящего закона является разницей между ценой, достигнутой на аукционе и суммой, которую аукционист заплатил принципалу за реализацию товаров, включая сумму НДС, которую аукционист должен уплатить на свою комиссию.

(2) Сумма, которую аукционер должен оплатить принципалу равняется разнице между ценой товара, достигнутой на аукционе, и суммой комиссии, которую аукционист получил или получит от своего принципала по договору, по которому оплачивается комиссия по реализации.

(3) Цена, достигнутая на аукционе, включает общую сумму, включая налоги и все другие сборы, косвенные затраты по приобретению (комиссия, расходы по упаковке, транспортировке и страхованию), которые покупатель оплачивает аукционисту за эти товары.

(4) Аукционист обязан по каждой реализации товаров на аукционе выдать покупателю и уполномоченному лицу (принципалу) счет. В счете, выставленном покупателю, должны быть указаны цена товара, достигнутая на аукционе, налоги и другие сборы, косвенные затраты по приобретению (комиссия, расходы по упаковке, транспортировке и страхованию), которые аукционист предъявляет покупателю. В счете НДС не должен быть выделен отдельной строкой.

(5) Аукционист обязан в документе, выдаваемом принципалу, отдельно указать: сумму, т.е. цену, достигнутую на аукционе, уменьшенную на сумму комиссии, которую получил или получит от принципала.

(6) Если аукционист выдал счет принципалу, являющемуся налогоплательщиком, считается, что счет выставлен принципалом.

(7) Считается, что принципал осуществил реализацию товаров в момент продажи товара аукционеру на аукционе.

XIV ВОЗВРАТ НДС

Возврат входного НДС

Статья 50

(1) Если сумма налогового обязательства (исходящий налог) в налоговом периоде меньше суммы входного НДС, которую налогоплательщик вправе вычесть, разница между ними признается налоговым кредитом за следующий налоговый период, или по требованию возвращается не позднее 90 дней с момента подачи декларации по НДС.

(2) Разница НДС подлежит возврату налогоплательщику, который в основном занимается экспортом товаров и налогоплательщику, который более чем в трех отчетных периодах по исчислению НДС подряд отразит излишний входной НДС, в течение 60 дней со дня представления декларации по НДС.

(3) В случае истечения срока уплаты других налогов налогоплательщиком, положительная разница по НДС засчитывается в счет других налоговых задолженностей.

(4) Более подробные условия и форму возврата входного НДС из настоящей статьи утверждает министр финансов.

Возврат НДС налогоплательщикам-нерезидентам

Статья 51

(1) Налогоплательщик без места нахождения\пребывания в Черногории (налогоплательщик-нерезидент) имеет право на возврат входного НДС, который был ему предъявлен на основании реализации товаров или услуг налогоплательщиками в Черногории или был ему начислен при ввозе товаров в Черногорию на условиях и в порядке, установленном настоящим законом.

(2) Налогоплательщик из пункта 1 настоящей статьи имеет право на возврат входного НДС, если:

1) товар приобретен, т.е. ввезен, а услуги произведены в целях осуществления деятельности, которую он осуществляет за границей на условиях, на которых, если бы эта деятельность осуществлялась в Черногории, он имел бы право на вычет входного НДС.

2) в период, за который ему признается право на возврат входного НДС, не произведет реализацию товаров или услуг, которая считается реализацией, осуществленной в Черногории, кроме:

a) услуг при ввозе товаров в связи со статей 22 пункт 2 подпункт 2) настоящего закона; услуг при вывозе в соответствии со статьей 25 настоящего закона и услуг при ввозе в соответствии со статьей 30 настоящего закона;

б) услуг, по которым НДС должен быть уплачен лицом, для которого оказана услуга.

(3) Налогоплательщик имеет право на возврат входного НДС в отчетном периоде на основании требования, предъявленного компетентному органу.

(4) Более подробные условия, которые должен исполнять налогоплательщик в целях признания права на возврат входного НДС, сроки подачи требования на возврат, период, к которому относится требование, минимальную сумму требования и процедуру возврата налога, в том числе срок возврата, определяет министр финансов.

Возврат НДС в транспорте

Статья 52

(1) Покупатель (физическое лицо), которое не имеет в Черногории постоянного или временного места пребывания, имеет право на возврат НДС на товары, приобретенные им в Черногории и которые он вывезет из Черногории.

(2) Право на возврат из пункта 1 настоящей статьи не касается минеральных масел, спирта и спиртных напитков, табачных изделий.

(3) Более подробные правила об условиях и порядке возврата налога, минимальной стоимости покупки, по которой лицо из пункта 1 настоящей статьи имеет право на возврат НДС, содержании заявления на возврат НДС и обязательстве продавца при возврате НДС и исчислении его налогового обязательства определяет министр финансов.

XV БУХГАЛТЕРИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА И ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ

Бухгалтерия налогоплательщика

Статья 53

(1) Налогоплательщик обязан в своей бухгалтерии обеспечить все данные, необходимые для правильного и своевременного исчисления и уплаты НДС, в особенности касательно:

1) общей стоимости осуществленной реализации товаров и услуг; стоимости осуществленной реализации товаров и услуг по единой ставке НДС; стоимости осуществленной реализации по нулевой ставке; стоимости реализации товаров и услуг, подлежащих освобождению от уплаты НДС;

2) начисленном НДС по выставленным им счетам за осуществленную реализацию товаров и услуг;

3) общей стоимости приобретения товаров и услуг; стоимости приобретенных товаров и услуг с начисленным (включенным) НДС по установленным ставкам; стоимости приобретенных товаров и услуг с начисленным (включенным) НДС по нулевой ставке; стоимости приобретенных товаров и услуг, подлежащих освобождению от уплаты НДС;

4) предъявленным ему НДС в счетах за полученные товары и услуги (входной НДС);

5) обязательстве уплаты и об уплате НДС;

6) требованиях по возврату (возмещению) входного НДС и его выплате, т.е. переносу уплаты на следующий налоговый период.

(2) Сведения из пункта 1, подпунктов 1) по 5) настоящей статьи налогоплательщик обязан указать за налоговый период, по которому производится уплата НДС.

(3) Налогоплательщик, который ведет учет товарных запасов по ценам реализации с включенным налогом, обязан наряду со сведениями из пункта 1 настоящей статьи указать и сведения о НДС.

(4) Налогоплательщик обязан в целях обеспечения сведений о выставленных и полученных счетах вести журнал выставленных и полученных счетов.

(5) Налогоплательщик, занимающийся ввозом товаров, обязан вести отдельный учет входного НДС, оплаченного при ввозе товаров.

(6) Содержание журналов полученных и выставленных счетов определяется министром финансов.

Хранение документации

Статья 54

(1) Налогоплательщик обязан хранить всю полученную и выданную документацию, в особенности: полученные и выставленные счета, документы о корректировке счетов; документы о произведенном импорте и экспорте, финансовую документацию; документы, на основании которых налогоплательщик освобождается от уплаты НДС; отчеты (декларации) по НДС и все другие бухгалтерские документы, касающиеся реализации товаров и услуг, а также ввоза товаров, и имеющие значение для исчисления и уплаты НДС, в течение не менее 5 лет по истечении года, к которому относятся эти документы.

(2) Исключением из пункта 1 настоящей статьи является документация, касающаяся налогообложения недвижимости, которая должна храниться в течение не менее 20 лет по истечении года, к которому относятся эти документы.

(3) Лица из статьи 42, пункт 1 настоящего закона обязаны в течение периода, указанного в пункте 1 настоящей статьи, хранить все документы, выданные им в связи с осуществленной для них реализацией товаров и услуг, а также документы о ввозе товаров.

XVI ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ В КАЧЕСТВЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

Постановка на учет по НДС

Статья 55

(1) Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о начале, изменении и прекращении осуществления деятельности, по которой он обязан исчислять и уплачивать НДС, если настоящим законом не определено иное.

(2) Каждому лицу из пункта 1 настоящей статьи налоговый орган выдает свидетельство о постановке на учет по НДС в налоговом реестре.

(3) Лицо, которое впервые становится, т.е. может стать налогоплательщиком, обязано подать в налоговый орган заявление о постановке на учет не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором лицо осуществило, или предположительно осуществит реализацию товаров и услуг в размере, превышающем сумму из статьи 42 пункт 1 настоящего закона. Лицо приобретает статус налогоплательщика в день, определенный налоговым органом в свидетельстве о постановке на учет по НДС, которое выдается в течение 15 дней с момента получения заявления.

(4) Каждое лицо, являющееся собственником товаров, реализация которых по настоящему закону считается реализацией товаров налогоплательщиком в рамках своей деятельности, обязано подать в налоговый орган заявление о постановке на учет в течение 15 дней с момента приобретения прав собственности на товары.

(5) Налоговый орган формирует и ведет учет лиц, которые являются, или возможно станут налогоплательщиками по настоящему закону, т.е. лиц, являющихся собственниками товаров, которые в соответствии с настоящим законом осуществляют налогооблагаемую реализацию.

(6) Форма и содержание заявления о постановке на учет налогоплательщика по НДС определяется министром финансов.

Снятие с учета налогоплательщиков

Статья 56

(1) Налогоплательщику, который за последниие 12 месяцев, т.е. за последний календарный год, не реализовал товары в размере, определенном статьей 42 пункт 1 настоящего закона, налоговый орган, по заявлению налогоплательщика, выдает справку о снятии с учета налогоплательщиков НДС.

(2) Если налогоплательщик прекратит осуществление деятельности, налоговый орган принимает решение о снятии с учета налогоплательщиков НДС в соответствии с должностной инструкцией.

(3) Налогоплательщик обязан до снятии с учета налогоплательщика НДС исчислить и уплатить НДС на все товары, приобретенные до даты снятия с учета налогоплательщиков НДС, и произвести учет товарных запасов. Налогоплательщик обязан по запасам товаров, предназначенным для личного использования, исчислить НДС.

(4) Налоговый орган выдает справку о снятии с учета налогоплательщиков НДС после исполнения налоговых обязательств из пункта 3 настоящей стати.

XVII КОНТРОЛЬ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НДС

Статья 57

(1) Контроль исчисления и уплаты НДС производит налоговый орган в соответствии с законом, регулирующим систему налогообложения.

(2) Если налогоплательщик не представит декларацию по НДС или представит ее в неполном виде, или если налоговый орган установит, что исчисление налогового обязательства произведено неправильно, а также относительно процентных ставок, юридических средств и всех вопросов по процедуре и компетенции налогового органа, не определенных настоящим законом, применяется закон, регулирующий систему налогообложения.

(3) Контроль исчисления и уплаты НДС при ввозе товаров осуществляется таможенным органом в соответствии с таможенными нормами и правилами, применяющимся к таможенным сборам на ввоз товаров.

XVIII ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ

Налоговое правонарушение

Статья 58

(1) Денежным штрафом в сумме от пятидесятикратного до стократного размера минимального месячного оклада в Черногории будет оштрафовано за правонарушение юридическое лицо, т.е. предприниматель если:

1) покупателю товаров, т.е. заказчику услуг не выставит счет (статья 32 пункт 4);

2) не представит, т.е. не представит в установленный срок декларацию по НДС (Статья 35);

3) не представит в установленный срок заявление о налогообложении по специальному режиму (Статья 45 пункт 7);

4) не уведомит налоговый орган о начале, изменении и прекращении осуществления деятельности (Статья 55 пункт 1);

5) не представит в установленный срок заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика (Статья 55 пункт 3);

6) на 31 марта 2003 года не произведет учет неоплаченных счетов и не представит его в налоговый орган в установленный срок (Статья 66);

7) на 31 марта 2003 года не произведет учет товарных запасов (Статья 67 пункты 1 и 2);

8) на 31 марта 2003 года не произведет учет товарных запасов, в которых содержится налог с оборота и не представит отчеты по учету заинтересованному налоговому органу в установленный срок (Статья 68).

9) если на каждом месте продажи товаров не будет на видном месте выставлено объявление об обязательной выдаче и получении счетов (Статья 32 пункт 7);

10) если не отразит наличную выручку в налоговом кассовом реестре (Статья 32 пункт 8).

(2) За правонарушение из пункта 1 настоящей статьи будет оштрафовано также ответственное лицо в юридическом лице денежным штрафом в сумме от пятикратного до двадцатикратного размера минимального месячного оклада в Черногории.

Статья 59

(1) Денежным штрафом от двадцатикратного до трехсоткратного размера минимального месячного оклада в Черногории будет оштрафовано юридическое лице, т.е. предприниматель, если:

1) не исчисляет НДС в момент возникновения обязательства в соответствии со статьей 18 настоящего закона;

2) не исчисляет НДС исходя из налоговой базы в соответствии со статьей 20 настоящего закона;

3) не выставит счет и не сохранит копии счетов (Статья 31 пункт 1);

4) не укажет в счете утвержденные законом сведения (Статья 32. пункты 1, 3, и 4);

5) не исчисляет или неправильно исчисляет НДС (Статья 34.);

6) неправильно исчисляет сумму входного НДС (ст. 37, 38, 39, 40 и 41);

7) исчисляет, указывает в счете НДС и вычитывает входной НДС в порядке, противоречащем положениям статьи 42 настоящего закона;

8) не исчисляет НДС в соответствии с положениями статьи 44 настоящего закона;

9) как перепродавец бывших в употреблении товаров, предметов искусства, коллекций и предметов антиквариата не исчисляет НДС в соответствии со ст. 45, 46 и 47 настоящего закона;

10) как аукционер (аукционист) не исчисляет НДС в соответствии со ст. 48 и 49 настоящего закона;

11) в счетах указывает НДС (Статья 45 пункт 6 и Статья 49 пункт 4);

12) в счете не указывает цену, достигнутую на аукционе, налоги и другие сборы и прямые затраты по приобретению (Статья 49 пункт 5);

13) в документе не укажет отдельно цену, достигнутую на аукционе, уменьшенную на сумму комиссии (Статья 49 пункт 5);

14) не обеспечит (не укажет) в своих бухгалтерских документах сведения из ст. 53 настоящего закона, т.е. не укажет их за установленный период;

15) не ведет журналы полученных и выставленных счетов и другие учетные документы (Статья 53 п. 4 и 5);

16) не хранит деловые книги и другую документацию в течение установленного срока (Статья 54);

17) не исчисляет и не уплачивает НДС в соответствии со статьей 56 пункт 3 настоящего закона;

18) не уплатит налог с оборота в установленном порядке и сроках (Статья 65).

(2) За правонарушения из пункта 1 настоящей статьи будет оштрафовано ответственное лицо в юридическом лице денежным штрафом в сумме от десятикратного до двадцатикратного размера минимального месячного оклада в Черногории.

Одноразовые штрафы

Статья 60

Денежным штрафом на месте в сумме однократного размера минимального месячного оклада в Черногории будет оштрафован за правонарушение покупатель, т.е. получатель услуг, если непосредственно по уходу из магазина, или другого места осуществления деятельности не сохранит и не предъявит счет по требованию уполномоченного лица налогового органа (Статья 32 пункт 4).

XXIX СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Соответствующее применение положений

Статья 61

К классификации товаров по настоящему закону применяются правила таможенного тарифа, а к классификации деятельности – правила о классификации деятельности.

Статья 62

К отношениям, не урегулированным отдельно настоящим законом (процедура обжалования, процедура принудительного взыскания, пени и др.) соответственно применяется закон о налогообложении.

Статья 63

Законом о бюджете Республики за определенный год ставка НДС, установленная настоящим законом, может быть увеличена или уменьшена до 15%.

Исполнительные положения настоящего закона

Статья 64

Более подробное предписание о порядке исчисления и уплаты, а также осуществления прав на освобождение от уплаты НДС утверждается министром финансов.

XX ПЕРЕХОДЯЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Составление окончательного отчета по налогу с оборота товаров и услуг

Статья 65

(1) Лица, являющиеся налогоплательщиками на основании Закона о налоге с оборота ("Служебные ведомости РЧ", № 4/94, 13/94, 42/94, 13/96, 45/98 и 55/2000), за период с 1 января по 31 марта 2003 года, составляют окончательный отчет по налогу с оборота товаров и услуг и представляют его в налоговый орган до 30 апреля 2002 года.

(2) Налог с оборота товаров/услуг, по которым возникло обязательство исчисления до 31 марта 2003 года, уплачивается в сроки и в порядке, установленными законом из пункта 1 настоящей статьи.

Учет выставленных неоплаченных счетов

Статья 66

Лица, являющиеся налогоплательщиками на основании Закона о налоге с оборота (“Служебные ведомости РЧ”, № 4/94, 13/94, 42/94, 13/96, 45/98 i 55/2000) обязаны на 31 марта 2003 года произвести учет выставленных неоплаченных счетов и произведенных авансовых платежей, в которых содержится налог с оборота товаров и услуг, и представить его в соответствующий налоговый орган при представлении окончательного отчета по налогу с оборота за период январь – март 2003 года.

Учет товаров в торговле

Статья 67

(1) Лица, являющиеся налогоплательщиками на основании Закона о налоге с оборота ("Служебные ведомости РЧ", № 4/94, 13/94, 42/94, 13/96, 45/98 и 55/2000), осуществляющие торговую деятельность обязаны на 31 марта 2003 года произвести учет\инвентаризацию товарных запасов, которые ведут по ценам реализации с включенным налогом с оборота товаров и услуг, и аннулировать исчисленный налог с оборота запасов.

(2) Налогоплательщики из пункта 1 настоящей статьи определяют по товарам, указанным в данном пункте, цены реализации без налога с оборота и на таким образом утвержденные цены начисляют НДС в соответствии с положениями настоящего закона. Если при этом произойдет увеличение розничных цен, налогоплательщики обязаны представить инвентарные акты запасов и розничных цен в налоговый орган до 30 апреля 2003 года.

(3) Налогоплательщики из пункта 2 настоящей статьи, которые не являются налогоплательщиками по НДС, представляют окончательный отчет по налогу с оборота в соответствии с положениями закона из пункта 1 настоящей статьи до 30 апреля 2003 года, когда наступает обязательство по уплате налога.

(4) Надзор за изменением розничных цен из настоящей статьи осуществляет торговая инспекция.

Учет определенных товаров в торговле и сфере обслуживания

Статья 68

В порядке исключения из положений статьи 67 настоящего закона, лица, являющиеся налогоплательщиками на основании Закона о налоге с оборота ("Служебные ведомости РЧ", № 4/94, 13/94, 42/94, 13/96, 45/98 и 55/2000), осуществляющие торговую деятельность и деятельность в сфере обслуживания (гостинцы, кафе и т.п.), и являющиеся налогоплательщиками НДС, должны на 31 марта 2003 года произвести инвентаризацию\учет товарных запасов, в которых содержится налог с оборота, и представить инвентарные акты popisne liste с указанием налога с оборота в соответствующий налоговый орган не позднее 30 апреля 2004 года.

Налог с оборота, выраженный в запасах из пункта 1 настоящей статьи, считается входным НДС по настоящему закону, и налогоплательщики НДС имеют право на вычет этого налога пропорционально осуществленной реализации, однако не имеют права на возврат НДС по этому основанию.

Заявление о постановке на учет по уплате НДС

Статья 69

(1) Лица из статьи 13 настоящего закона признаются налогоплательщиками в соответствии с положениями настоящего закона, если в 2001 году их реализация составила более 18 000 евро.

(2) Лица из пункта 1 настоящей статьи обязаны не позднее 30 сентября 2002 года представить в налоговый орган заявление на постановку на учет по уплате НДС.

(3) Налоговый орган выдает лицам из пункта 2 настоящей статьи свидетельство о постановке на учет не позднее 30 октября 2002 года.

Отложенное применение

Статья 70

В порядке исключения из статьи 2 настоящего закона, за 2002 год, часть доходов от НДС может быть перечислена бюджетному пользователю, которому до вступления в силу настоящего закона непосредственно перечислялись доходы от налога с оборота, на основании специальной программы Правительства.

Статья 71

(1) В порядке исключения из статьи 38 настоящего закона, до 31 декабря 2002. года, часть входного НДС, подлежащая вычету, определяется на основании фактических данных о реализации товаров/услуг, по которым исчисляется и уплачивается НДС.

(2) Положения статьи 40 настоящего закона не применяются к товарным запасам, приобретенным до 1 апреля 2003 года.

XXXI ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Прекращение действия предписаний

Статья 72

С началом применения настоящего закона теряют силу:

(1) Закон о налоге с оборота ("Служебные ведомости РЧ", №№ 4/94, 13/94, 42/94, 13/96, 45/98 и 55/2000) и предписания, принятые на основании этого закона.

(2) Положения статьи 9, пункта 1, подпункта 3) Закона о системе общественных ( доходов ("Служебные ведомости РЧ", №№ 30/93, 3/94, 42/94, 13/96 и 45/98).

Вступление закона в силу

Статья 73

Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2002. года, и будет применяться с 1 апреля 2003. года.